Геометрическая прогрессия: от древности до наших дней


Наука математика – является частью общечеловеческой культуры, наука эта древняя и возникла она из практических нужд человека.  В ходе развития и совершенствования науки в математике стали появляться абстрактные понятия. Одно из таких понятий – «прогрессия». Прогрессия начала своё существование в древности. Доказательством этого утверждения являются найденные древнеегипетские папирусные и клинописные таблички вавилонян. Задачи на прогрессии, дошедшие до нас из древности, были связаны с запросами хозяйственной жизни: распределение продуктов, деление наследства и др.

Определение: Геометрическая прогрессия {bn} - это числовая последовательность, первый член которой отличен от нуля, а каждый член, начиная со второго, равен предыдущему, умноженному на одно и то же число q ≠ 0. Это число называют знаменателем геометрической прогрессии.

Знаменатель геометрической прогрессии может принимать любые значения, кроме 0 и 1.

·                     Если q>0, то все последующие члены прогрессии имеют одинаковый знак – они положительны;

·                     если q<0, то все последующие члены прогрессии чередуют знаки;

·                     при −1<q<1– прогрессия называется бесконечно убывающей.

Уравнение членов геометрической прогрессии : bn=b1qn-1

Сумма членов геометрической прогрессии вычисляется по формуле: Sn=b1*(qn−1)/(q−1) или Sn=b1*(1−qn)/(1−q)

Если прогреcсия являетcя беcконечно убывающей, то: Sn=b1/(q−1)

 

Период

Учёный, страна

Вклад в развитие понятия "Геометрическая прогрессия"

II тысячелетие до н.э.

Вавилонские клинописные тексты эпохи Хаммурапи.
 



В древнем Вавилоне решение некоторых вопросов хозяйственного и научного характера приводило к геометрической прогрессии.                                                                     Найдена глиняная дощечка с клинописным текстом, расшифрованным одним англичанином - ассириологом. Этот текст рассказывает о том, какая часть лунного диска освещается солнцем в каждые из 15 дней от новолуния до полнолуния. Увеличение освещенной части диска в течение пяти дней подчиняется закону геометрической прогрессии с знаменателем 2, а в последующие 10 дней- закону арифметической прогрессии с разностью 16.

 

Египетские папирусы
 



Папирус Ахмеса (Ринда) был обнаружен в 1858. В 1870 до н. э. папирус был расшифрован, переведён и издан. Папирус Ахмеса включает условия и решения 84 задач и является наиболее полным египетским задачником, дошедшим до наших дней. В папирусе Ахмеса содержится задача, в которой требуется найти сумму n членов геометрической прогрессии, зная первый её член и знаменатель.
Из одной клинописной таблички можно заключить, что, наблюдая луну от новолуния до полнолуния, вавилоняне пришли к такому выводу: в первые пять дней после новолуния рост освещения лунного диска совершается по закону геометрической прогрессии со знаменателем 2. в другой более поздней табличке речь идёт о суммировании геометрической прогрессии:
1+2+22+…+29. Решение и ответ S=512+(512-1), данные в табличке наводят на мысль, что автор пользовался формулой. S= 2+ (2- 1), однако о том, как он дошёл до нее никому не известно.
 Самый большой, сохранившийся до наших дней, древнеегипетский математический текст - это так называемый папирус писца Ахмеса (ок. 1650 до н. э.). Папирус имеет размер 5,25 м х 33 см и содержит 84 задачи. Папирус был приобретен в 1858 г. Г.Райндом и изучен впервые профессором А. Эйзенлором в 1877 г. Другой папирус (5,44 м х 8 см) включает 25 задач. Он был приобретен русским востоковедом В.С. Голенищевым в 1893 г. и в настоящее время принадлежит Московскому музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Московский папирус исследовали ученые - академики Б.А. Тураев и В.В. Струве.

в X век до н. э. — II век до н. э.

Древний Китай



В задачах на геометрические прогрессии китайской «Математики в девяти книгах» знаменатель равен 2. Формул суммирования здесь нет. По содержанию некоторые китайские задачи трактуют о растущей или убывающей производительности труда ткачих.

 

Древний Рим

Ещё диаметры колес в водопроводах были выбраны в соответствии с геометрической прогрессией.

VI век до н.э.


Римский автор Боэций



Термин «Прогрессия» от латинского слова «движение вперед». В математике это понятие определялось так: это всякая последовательность чисел, построенная по такому закону, который позволяет неограниченно продолжать эту последовательность в одном направлении.
        В конце средних веков и в начале нового времени этот термин перестаёт быть общеупотребительным. В XVII веке, например, Дж. Грегори употребляет вместо прогрессии термин «ряд», а другой видный английский математик, Дж. Валлис, применяет для бесконечных рядов термин «бесконечные прогрессии». В настоящее время мы рассматриваем прогрессии как частные случаи числовых последовательностей.

V в. до н.э.

Древняя Греция

 Греки знали следующие прогрессии и их суммы:
1+2+3+4+4+…+n = (n(n+1))/2
2+4+6+…+n = n(n+1)
      У греков теория геометрических прогрессий была связана с так называемой непрерывной геометрической пропорцией:
a:b = b:a, в котором числа a, b, c образуют геометрическую прогрессию со знаменателем .
Название «арифметическая» и «геометрическая» были перенесены из теории непрерывных пропорций.

3 век до н.э

Евклид


В книге «Начала» вывел формулу для вычисления суммы членов геометрической прогрессии.

ок. 287 – 212 гг. до н.э

Архимед - древнегреческий учёный, математик и механик.




В “Исчислении песчинок” Архимед впервые сопоставляет арифметическую и геометрическую прогрессии, устанавливает между ними связь:
1, 2, 3, 4, 5, …
10, 102, 103, 104, 105, …
и указывает на связь между ними. Например:
103·105=103+5=108,
т.е. для умножения двух членов геометрической прогрессии достаточно сложить соответствующие члены арифметической прогрессии и взять полученную сумму в качестве показателя 10.
Как Архимед вычислял площадь круга:
Вначале Архимед вписывал в круг шестиугольник, затем на каждой стороне построил равнобедренный треугольник – получался двенадцатиугольник. Постепенно удваивая число сторон, Архимед получил 24-угольник, 48-угольник и, наконец, 96-угольник. Построенные многоугольники все более и более покрывали собой площадь круга, как бы постепенно “исчерпывая” ее. В ходе своих исследований Архимед нашел сумму бесконечной геометрической прогрессии со знаменателем 1/4, что явилось первым примером появления в математике бесконечного ряда…

Начало нашей эры

Индия

















Издавна большой популярностью пользуется следующая задача легенда:
 «Индийский царь Шерам позвал к себе изобретателя шахматной игры, своего подданного Сету, чтобы наградить его за остроумную выдумку. Сета, издеваясь над царём, потребовал за первую клетку шахматной доски 1 пшеничное зерно, за вторую – 2 зерна, за третью – 4 и т.д. оказалось, что царь не  был в состоянии выполнить это «скромное» желание Сеты». В этой задачи речь идёт о суммировании геометрической прогрессии 1, 2, 22, 23, … 263. Её сумма равна: 264-1=18 446 744 073 709 551 615. Такое количество зёрен пшеницы можно собрать лишь с урожая планеты, поверхность которой примерно в 2000 раз больше поверхности Земли.

1202 год

Итальянский математик монах Леонардо из Пизы


Еще в древности занимался решением практических нужд торговли. Перед монахом стояла задача определить, с помощью какого наименьшего количества гирь можно взвесить товар? В своих трудах Фибоначчи доказывает, что оптимальной является такая система гирь: 1, 2, 4, 8, 16…  Это одна из первых ситуаций, в которой людям пришлось столкнуться с геометрической прогрессией.
В труде Леонардо «Книга абака» в XII главе приводятся задачи на применение арифметической и геометрической прогрессий.

XI век

Россия



В древнейшем памятнике русского права – в «Русской правде» встречаются задачи на прогрессии: приплоде от скота и пчёл за известный промежуток времени, о количестве зерна, собранного с определённого участка земли и т.д. в некоторых из них вычисляется сумма геометрической прогрессии со знаменателем 2.

1484 год

Книга Никола Шюке «Наука о числах»


Сопоставляет арифметическую прогрессию с геометрической и даёт общее правило для суммирования любой бесконечно малой убывающей геометрической прогрессии.

1544 год

Немецкий математик Михаил Штифель


В своей книге «Общая арифметика» составил таблицу, в которой прослеживается связь арифметической и геометрической прогрессий между собой.

Первая половина XVII века

Французский математик Пьер Ферма



Несколькими математиками (в том числе и Пьером Ферма) была выведена общая формула для вычисления суммы любой бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

Начало XVIII века

Леонтий Филлипович Магницкий



Значительное количество задач на прогрессии имеется в замечательном памятнике– «Арифметике» Л.Ф.Магницкого. В течение полувека эта книга была основным учебником в России. 

В конце ХVII - начале ХVIII вв.

Германия

  Для расчета темперированного музыкального строя была применена геометрическая прогрессия.

XVIII в

Англия

Появились обозначения арифметической и геометрической прогрессий:
арифметическая 
 геометрическая   

1805 г

Франция

Размеры типографского шрифта были установлены в соответствии с геометрической прогрессией.

 

Вывод: Прогрессии известны так давно, что нельзя говорить о том, кто их открыл. В развитие теории о прогрессиях внесли свой вклад такие ученые, как Архимед, Пифагор и его ученики, французский математик Леонардо Фибоначчи. Прогрессия сопровождает людей с древних веков вплоть до нашего времени. Это в очередной раз доказывает, что с прогрессией люди сталкиваются каждый день, а математика – это живая наука.

Источники информации:
  1. История возникновения арифметической и геометрической прогрессий
  2. Исследовательская работа «Прогрессии сквозь призму времени»
  3. Геометрическая прогрессия: определение, формулы, свойства
  4. Проект по алгебре "Арифметическая и геометрическая прогрессии" 


                                                                                                                   Главная страница

Комментарии